Типовые правила
Приложение 7
к приказу Министра бразования
и науки Республики Казахстан
от «14» февраля 2017 года № 66
Типовые правила деятельности
психолого-медико-педагогической консультации
Глава 1. Общие положения
- Настоящие Типовые правила деятельности
психолого-медико-педагогической консультации (далее — Правила) определяют порядок организации деятельности психолого-медико-педагогической консультации (далее – ПМПК). - В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) психические расстройства (заболевания) — расстройства психической деятельности ребенка, обусловленные нарушением работы головного мозга;
2) консультирование — предоставление специалистом информации, рекомендаций о конкретных действиях, необходимых для преодоления возникшей проблемы;
3) диагностика — комплекс услуг, направленных на установление факта наличия или отсутствия заболевания, отклонения;
4) обучение на дому — форма образования в домашних условиях,рекомендованная детям по медицинскимпоказаниям;
5) диагностические группы – группы кратковременного пребывания для длительного динамического наблюдения в условиях коррекционной поддержки с целью постановки диагноза и определения дальнейшего обучения и воспитания.
- Основные направления деятельности ПМПК:
1)диагностика и консультирование;
2) определение типа образовательной программы ребенка с особыми образовательными потребностями;
3) направление детей с психофизическими нарушениями для углубленного обследования, лечения в организации, в том числе с целью решения вопросов необходимости обучения на дому по состоянию здоровья, получения медицинских услуг.
4) ведение учета и формирование сводной отчетности о детяхс особыми образовательными потребностями, их потребностях в специальных образовательных услугах;
Глава 2. Порядок деятельности
психолого-медико-педагогических консультаций
- 4. Направление детей в ПМПК осуществляется по инициативе родителей (законных представителей), организаций образования, здравоохранения при согласии родителей (законных представителей).
- 5. Прием детей в ПМПК осуществляется в сопровождении родителей (законных представителей) по предварительной регистрации.
- Предварительную запись на консультацию, регистрацию детей и учет документации осуществляет регистратор.
- Диагностическое обследование и консультирование осуществляют:
1) педагогические работники (психолог, учитель-логопед (логопед), дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), социальный педагог;
2) медицинские работники (врач-невропатолог, врач-психиатр,
врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог (сурдолог)).
- 8. Первичное обследование включает в себя сбор анамнеза, обследования врачей (сурдолога, офтальмолога, невропатолога, психиатра), педагогов (социального педагога, олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда), психолога, оценку психофизического состояния ребенка, консультирование родителей (законных представителей). Первичное обследование проводится в течение одного или четырех приемов. Длительность приема составляет один час, при повышенной утомляемости ребенка
20-30 минут. - 9. Повторное обследование назначается с целью уточнения или изменения общего заключения ПМПК, для уточнения степени интеллектуального или речевого дефекта после диагностических учебно-коррекционных занятий в диагностических группах или пробного обучения в организациях дошкольного воспитания и обучения, организациях среднего образования.
- 10. При подозрении на психические расстройства (заболевания), психические и поведенческие расстройства, в том числе вследствие употребления психоактивных веществ, а также суицидального поведения ребенок направляется для углубленного обследования в медицинские организации. Заключение ПМПК о психических расстройствах шифруется в соответствии с международной классификацией болезней 10 пересмотра Всемирной организации здравоохранения.
- 11. На основании результатов обследования составляется общее заключение ПМПК, принимается коллегиальное решение о типе образовательной программы и условиях организации коррекционно-развивающего обучения ребенка с учетом его индивидуальных психофизических особенностей.
При необходимости, специалистами ПМПК составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа, предусматривающая рекомендации по оказанию медицинских и образовательных услуг, осуществляется консультирование родителей (законных представителей).
- 12. Основанием для направления детей с особыми образовательными потребностями в специальные организации и организации образования является заключение ПМПК по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
- 13. Заключение ПМПК выдается на руки родителям (законным представителям).
- 14. Основанием для индивидуального бесплатного обучения на дому является заключение врачебно-консультационной комиссии о состоянии здоровья ребенка с указанием срока обучения на дому, в соответствии приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 5 мая 2015 года № 321 «Об утверждении Положения о деятельности врачебно-консультативной комиссии» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстанпод № 11310).
- 15. В ПМПК ведется:
1) журнал предварительной записи детей на консультацию по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
2) журнал учета обследования детей в ПМПК по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;
3) карта развития ребенка по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
- 16. Данные о ребенке, состоящего на учете в ПМПК, имеют конфиденциальный характер, выписки из карты развития детей выдаются по письменным запросам правоохранительных органов, центров психического здоровья, психиатрических больниц и центральных уполномоченных органов в области образования и здравоохранения, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 мая 2013 года «О персональных данных и их защите».
- 17. Родителям (законным представителям) при запросе выдается выписка из карты развития ребенка и письменные рекомендации по его обучению и воспитанию.
- 18. Для углубленного и динамического изучения и оказания коррекционной психолого-медико-педагогической помощи в ПМПК создаются диагностические группы.
- 19. Зачисление детей в диагностическую группу, продление или сокращение срока пребывания в ней осуществляется на основании заключения ПМПК и направления ПМПК по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам с указанием продолжительности срока пребывания от одного месяца до одного года.
- В диагностических группах по результатам обследования специалисты ПМПК составляют индивидуальную коррекционно-развивающую программу, определяют форму (индивидуальную или групповую) обучения и количество коррекционно-развивающих занятий в неделю.
- 21. Индивидуальную коррекционно-развивающую помощь оказывают специалисты, в зависимости от особых образовательных потребностей детей:
1) психолог, учитель-логопед (логопед), олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог, воспитатель, помощник воспитателя;
2) врач-невропатолог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог (сурдолог);
3) врач лечебной физической культуры(далее – ЛФК), врач физиотерапевт, средний медицинский персонал по оказанию физиотерапевтических процедур, ЛФК, массажу, технический персонал.
- В диагностических группах коррекционно-диагностическое обучение организуется в течение календарного года.
Коррекционные занятия проводятся в индивидуальной, подгрупповой и групповой форме по одновозрастному или разновозрастному принципу.
- Продолжительность одного группового, подгруппового или индивидуального занятия для детей с особыми образовательными потребностями составляет 25-30 минут.
- 24. При открытии диагностических групп для организации
коррекционно-диагностического процесса создаются кабинеты (залы) ЛФК, в соответствии с приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 179 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования» (зарегистрированным в Реестре нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 10275). - Для дальнейшего обучения в организации образования по окончанию срока пребывания в коррекционно-диагностической группе в ПМПК проводится повторное обследование ребенка.
- 26. При направлении детей в организации образования для включения в учебно-воспитательный процесс в заключении ПМПК предоставляются рекомендации по условиям обучения и коррекционной
психолого-педагогической поддержке без указания диагноза.
| Приложение 7 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от «__» ______ 2018 года № ___ |
Типовые правила
деятельности специальных организаций образования
Глава 1. Общие положения
- Настоящие Типовые правила деятельности специальных организаций образования (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 11-1) статьи 5 Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» (далее – Закон «Об образовании»), от 11 июля 2002 года «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и определяют порядок деятельности специальных организаций образования, независимо от форм собственности.
- Специальные организации образования в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Казахстан, Законом «Об образовании», настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами.
Государство обеспечивает лицам с особыми образовательными потребностями специальные условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации.
- К специальным организациям образования относятся:
1) организации образования, реализующие специальные учебные программы, разработанные на основе общеобразовательных учебных программ дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования, образовательных программ технического и профессионального, послесреднего образования в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования (далее – ГОСО) в соответствии с подпунктом 5-1) статьи 5 Закона «Об образовании»;
2) организации, реализующие специальные учебные программы, направленные на проведение коррекционных индивидуальных, групповых и подгрупповых развивающих занятий (кабинеты психолого-педагогической коррекции, реабилитационные центры);
3) организации, реализующие специальные учебные диагностические программы, с целью определения особых образовательных потребностей для освоения образовательных программ, а также для определения типа специальных образовательных учебных программ и направления в организации образования (психолого-медико-педагогические консультации (далее — ПМПК).
- Специальные организации образования, решая с общеобразовательной организацией задачи, одновременно выполняют специфические, направленные на восстановление утраченных функций, коррекцию первичных и вторичных нарушений, развитие функций сохранных анализаторов.
- Специальная организация образования обеспечивает автоматизированный обмен информацией и актуализацию данных с информационной системой уполномоченного органа в области образования.
Специальная организация образования обеспечивает утверждение регламента информационного взаимодействия с информационной системой уполномоченного органа в области образования.
Глава 2. Порядок деятельности
специальных организаций образования
- Специальная организация образования является самостоятельным юридическим лицом и создается в соответствии с подпунктом 6) статьи 6 Закона «Об образовании».
- В классах специальных организаций среднего образования, где обучаются дети, имеющие сохранный интеллект, образовательную деятельность осуществляют педагоги, имеющие педагогическое образование по профилю.
В классах, где обучаются дети, имеющие интеллектуальную недостаточность, образовательную деятельность осуществляют учителя, имеющие специальное педагогическое образование.
Все занятия коррекционного компонента проводят педагоги, имеющие специальное педагогическое образование, которые проходят аттестацию в соответствии с подпунктом 6) пункта 3) статьи 51 Закона «Об образовании».
Воспитатели специальных организаций образования интернатного типа имеют педагогическое образование.
- Образовательная деятельность специальных организаций образования (групп) осуществляется на основе типовых специальных учебных программ и типовых учебных планов для специальных организаций образования.
- На основе типовых специальных учебных программ и учебных планов в каждой организации разрабатываются рабочие планы и программы с учетом специфики работы специальной организации образования, а также особенностей развития обучающихся и воспитанников, определяемые с учетом рекомендаций ПМПК в соответствии с приказомМинистра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500 «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8170).
Рабочие учебные, индивидуальные планы и программы рассматриваются на педагогическом совете и утверждаются руководителем организации по согласованию с органом управления образования.
- Организация образовательного процесса осуществляется согласно учебному плану, специальным учебным программам и регламентируется годовым календарным учебным планом и расписанием занятий.
С учетом потребностей и возможностей обучающегося специальные и общеобразовательные учебные программы осваиваются в специальных организациях и организациях среднего образования в форме дистанционного обучения, а также экстерната с разрешения, выданного местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы.
Допускается сочетание обучения на дому, свободного посещения, индивидуального форм получения образования.
- Педагогами специальных организаций образования при необходимости проводятся консультации для законных представителей по вопросам организации коррекционных занятий для детей во время каникул.
- При проведении факультативных занятий по социально-бытовой ориентировке класс делится на две группы.
При организации общественно полезного производительного труда, начиная с 5 класса, класс делится на группы с учетом профилей трудовой подготовки учащихся.
Для занятий по профессионально-трудовому обучению с пятого класса, а для умственно отсталых детей с четвертого класса, обучающиеся делятся на две группы.
Комплектование групп по видам труда осуществляется на основании рекомендаций врача с учетом психофизического состояния и возможностей учащихся.
- Расписание занятий разрабатывается администрацией и утверждается руководителем специальной организации образования.
- В расписании уроков и занятий указываются ежедневное количество, продолжительность и последовательность учебных и индивидуальных коррекционных занятий.
Продолжительность занятий и уроков соответствует установленным нормам и начинается не ранее 8 часов.
- Учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе принципов дифференцированного и индивидуального подхода, обусловленного данными психолого-медико-педагогического и клинического изучения ребенка.
Систематическое изучение особенностей речи, внимания, работоспособности детей, динамики их развития, выявления фактических знаний учащихся, возможностей и особенностей усвоения ими учебного материала проводится для определения перспективы развития учащегося и выбора средств коррекционной работы.
- Продолжительность учебной недели устанавливается педагогическим советом по согласованию с соответствующим органом управления образованием и закрепляется в уставе.
- В целях преодоления имеющихся отклонений в развитии для обучающихся (воспитанников) в специальной организации проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия (дефектолога, логопеда, олигофренопедагога, тифлопедагога и сурдопедагога).
- Педагогический совет специальной организации образования, реализующей специальные учебные программы, разработанные на основе общеобразовательных учебных программ дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования, образовательных программ технического и профессионального, послесреднего образования, утверждает индивидуальные программы обучения и учебные планы как для учащихся, имеющих трудности в обучении, так и для наиболее способных детей в рамках ГОСО.
- Трудовое обучение в специальной организации образования, реализующей специальные учебные программы, разработанные на основе общеобразовательных учебных программ дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования, образовательных программ технического и профессионального, послесреднего образования в соответствии с ГОСО, осуществляется исходя из региональных, местных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей воспитанников, а также интересов их законных представителей на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку обучающего (воспитанника) для индивидуальной трудовой деятельности.
- Направление детей в специальные организации образования осуществляется только с согласия законных представителей и по заключению ПМПК.
В специальный класс (группу) специальной дошкольной и специальной организации образования обучающийся (воспитанники) переводятся с согласия законных представителей на основании заключения ПМПК только после первого года обучения и воспитания в специальной организации образования.
Классы (группы) для обучающихся (воспитанников) со сложной структурой дефекта комплектуются в специальной организации образования по мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях учебно-воспитательного процесса.
- Перевод обучающихся (воспитанника) из специальной организации образования в другую организацию образования осуществляется органами управления образования на основании заключения ПМПК с согласия законных представителей ребенка.
- Выпускникам специальных организаций образования, реализующих специальные учебные программы, разработанные на основе общеобразовательных учебных программ начального, основного среднего, общего среднего образования, достигшим особых успехов при освоении учебных программ, выдаются документы об образовании с отличием.
Выпускникам, имеющим интеллектуальные нарушения, выдается документ об образовании соответствующего уровня образования в соответствии с видами и формами документа об образовании государственного образца и правил их выдачи, утвержденного приказом министра образования и науки от 28 января 2015 года № 39 «Об утверждении видов и форм документов об образовании государственного образца и Правил их выдачи» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №10348).
- Порядок комплектования персонала специальной организации образования регламентируется ее уставом и в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года №77 «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц»
- Нормативная учебная нагрузка для педагогических работников специальных организаций образования:
начального, основного и общего среднего уровней образования составляет 18 часов в неделю, для воспитателей – 25 часов;
дошкольных организаций и предшкольных классов составляет 24 часа в неделю.
кабинетов психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центров – 18 часов;
дошкольных организаций и предшкольных классов, ПМПК составляет 24 часа в неделю; для руководителей и медицинских статистов ПМПК — 30 часов.
Для педагогов объем учебной нагрузки установленный за текущий год не изменяется до конца этого года по инициативе администрации.
- Медицинское обеспечение в специальной организации образования осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией специальной организации отвечают за охрану здоровья обучающихся (воспитанников) и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического.
- Медицинские работники оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся (воспитанникам) с учетом здоровья и особенностей их развития, дают рекомендации по медико-педагогической коррекции, подбору профиля трудового обучения, профессиональной ориентации, трудоустройству, законным представителям о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний.
- В специальных организациях образования проводятся медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закаливание, лечебная физическая культура, массаж и психотерапия.
- Руководитель организации образования назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с подпунктом 3) статьи 44 Закона «Об образовании».
- Ответственность руководителя организации образования осуществляется в соответствии подпунктом 3) статьи 45 Закона «Об образовании».
- В организациях образования создаются коллегиальные органы управления. Формами коллегиального управления организацией образования являются педагогический, попечительский и методический советы.
- Специальные организации образования самостоятельны в осуществлении учебно-воспитательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в пределах норм, установленных в статье 43 Закона «Об образовании».
- Финансирование специальных организаций образования осуществляется в соответствии со статьей 62 Закона «Об образовании».
- Специальные организации образования в зависимости от местных условий создают подсобные хозяйства, учебно-опытные участки, учебно-производственные мастерские.
- Создание, реорганизация и ликвидация специальной организации образования осуществляются в соответствии с подпунктом 6) статьи 6 Закона «Об образовании».